Вчера, а именно 05.06.19 Центробанк, (регулятор ОСАГО) сообщил о скором изменении положения «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (ЕМ), основного документа, на основании которого рассчитывается ущерб для целей ОСАГО. Уже опубликован текст проекта методики.
На официальном аккаунте в Facebook ведомства сказано следующее:
Методика определения размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства по договору ОСАГО будет скорректирована. В частности, ценовые справочники будут формироваться и утверждаться по-новому.
Проектом новой редакции методики (уже опубликован на нашем сайте) предполагается, что справочники будут формироваться отдельно для каждого региона и актуализироваться раз в три месяца. Перед каждой публикацией новой версии справочников профессиональное объединение страховщиков должно будет разместить ее на сайте и собрать замечания экспертов.
В проекте также конкретизированы источники получения информации о стоимости запасных частей, скорректирован и более четко прописан порядок определения финальной цены, которая должна попасть в справочник. Кроме того, в отдельных случаях эксперту-технику предоставляется возможность самостоятельно провести изучение формирования стоимости запчасти.
Другое важное нововведение – установление порядка определения размера утраты товарной стоимости транспортного средства в результате повреждения и последующего ремонта.
Мы рассчитываем, что эти изменения помогут повысить прозрачность формирования стоимостных справочников и исключить неоднозначные формулировки, которые ранее вызывали большое количество разногласий.
На данный момент документ не утвержден и до 18.06.19 регулятор предлагает присоединиться к обсуждению новой редакции ЕМ
Что готовит новая методика
Обновлений в новой версии ЕМ немало, в наших следующих статьях мы будем более детально рассматривать изменения проекта, а также изменения утвержденной версии. В данном материале мы обсудим то, что бросилось в глаза при первичном изучении проекта:
Актуализация справочника РСА раз в 3 месяца
7.4. Профессиональное объединение страховщиков осуществляет актуализацию Справочников один раз в три месяца. При осуществлении
актуализации Справочников профессиональное объединение страховщиков использует, в том числе результаты исследований, поступившие в соответствии с пунктом 7.7. настоящей Методики.
Речь идет о справочниках стоимости запчастей и работ, которые формирует Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Напомним, что раньше справочники актуализировались раз в 6 месяцев. Кроме сокращения времени актуализации появляется возможность независимых экспертов проверить стоимость запчастей и внести свои замечания.
Однако, с учетом количества наименований не стоит надеяться, что такая возможность будет иметь серьезное влияние на сами справочники. Как известно, справочники содержат сотни тысяч наименований и вряд ли кто-то сможет и захочет обработать такой объем данных на альтруистских началах.
Манипуляция с одноразовыми деталями
п.3.7.3 — Крепежные элементы, детали одноразового использования, применение которых необходимо при выполнении ремонта транспортного средства в расчет не включаются. Их совокупная стоимость применяется в размере 2% от общей стоимости заменяемых деталей рассчитанной с учетом износа.
Что это значит? Во-первых, возвращается понятие износа, которое фактически отменялось после введения натурального возмещения, самое забавное, что возвращается оно для одноразовых деталей. Во-вторых, те самые 2% вряд ли перекроют стоимость названных деталей во многих случаях, т.к. зачастую названные элементы обладают значительной стоимостью. А как быть с крепежом и одноразовыми деталями при ремонте (без замены)? – Прослеживается очередная попытка манипуляции и занижения ущерба.
Предлагается законно недоплачивать треть ущерба
7.7. В случае возникновения сомнения в актуальности содержащейся в Справочнике информации эксперт–техник (экспертная организация) вправе самостоятельно провести исследование в отношении конкретной запасной части (детали, узла, агрегата). При этом эксперт-техник (экспертная организация) вправе использовать полученные самостоятельно данные только при совпадении одновременно следующих условий:
исследование проведено в соответствии с настоящей Методикой;
полученная средняя стоимость запасной части (детали, узла, агрегата) отличается от содержащегося в Справочнике значения более чем на 33 %;
Пожалуй, это самый эпичный пункт. Напомним, что в старой версии ЕМ говорилось о том, что стоимость не должна отличаться более чем на 10% и этот пункт безуспешно оспаривался в судах.
Теперь регулятор решил не мелочиться и позволить РСА «отрубить» сразу треть от стоимости запчастей. Любопытно, как это планируется обосновать, если общепринятая статистическая погрешность составляет те самые 10%.