ЦБ обяжет страховщиков оплачивать утрату товарной стоимости
Страховщики, а в особенности страхователи давно ждали — когда регулирующие органы, ответят на вопрос, подлежит ли утрата товарной стоимости компенсации? Много лет Центробанк и другие государственные органы оставляли этот вопрос без внимания, а автомобилистов без компенсации. Движение в данном направлении началось в начале 2015 года, когда Пленум Верховного Суда обязал страховщика компенсировать УТС по ОСАГО. Но российская правовая система такова, что любой прецедент требует законодательного регулирования, поэтому история имеет продолжение.
19 августа 2015 года Центральный Банк представил проект методику расчета утраты товарной стоимости в результате ДТП, из проекта ясно, что ключевые пункты методики это:
- Утрата товарной стоимости является ущербом и подлежит возмещению
- Расчет статьи выплаты будет осуществляться по конкретной формуле
- Сформированы условия, которые должны наступить для возможности выставления претензий на выплату УТС
Претендовать на возмещение утраты товарной стоимости могут далеко не все пострадавшие транспортные средства, для этого нужно отвечать ряду условий, а именно:
- Автомобиль должен находиться на гарантийном обслуживании или не быть старше 5-ти лет
- Автомобиль не должен быть изношен более чем на 40%
- Автомобиль не должен ранее принимать участие в ДТП и подвергаться восстановительному ремонту
Расчет размера УТС будет осуществляться по сложному алгоритму, учитывающему стоимость автомобиля, степень износа, степень повреждений. Компенсация утраты товарной стоимости будет распространяться только на восстановительные и покрасочные работы, касающиеся кузова автомобиля. В основу расчета ляжет таблица коэффициентов утраты стоимости при повреждении различных частей автомобиля. Следует отметить, что коэффициенты сильно урезаны по сравнении с ранее разработанной методикой Минюста. Фактически методика Центробанка устанавливает максимальный размер УТС не более 15,7% от рыночной стоимости автомобиля до аварии.
Надо сказать, что проект вызвал достаточно спорную реакцию среди автолюбителей и представителей их интересов, несмотря на то, что на первый взгляд он, казалось бы, стоит на защите интересов автомобилистов. Дело в том, что методика ЦБ как минимум на 15% занижает УТС, которую можно было получить по старой методике минюста. Единственным ее плюсом является то, что страховщикам будет труднее избегать самого факта уплаты возмещения по УТС.