СССР
Экспертиза после ДТП зародилась еще в СССР, вместе с введением системы государственного автострахования. Госстраху требовалось определять размер выплат по страховым случаям при ДТП, и в штат были введены сотрудники, функция которых заключалась именно в определении ущерба. Во времена плановой экономики оценка была проще, чем в наше время, для каждой детали и вида работ имелась фиксированная цена. Суть работы сводилась к детальному описанию необходимых деталей и перечню работ и по специальному прейскуранту выводилась сумма ремонта, которая 100% соответствовала действительности. Споры по размеру возмещения были крайне редки, и могли быть обоснованы только в части учета тех или иных повреждений.
Такая система оценки, хоть и была по-своему прекрасна, но рухнула вместе с развалом СССР. Государственные техцентры быстро уходили в прошлое, на смену им приходили еще тогда редкие частники, которые устанавливали стоимость работ и деталей на свое усмотрение. Кроме того, в стране стали появляться иномарки, которые нельзя было ремонтировать по старой схеме из-за значительных конструктивных отличий. Но страхование никуда не исчезло, даже стали появляться новые, негосударственные страховые компании – все это означало что необходима новая система оценки ущерба от ДТП.
90-е годы
Появление автомобилей иностранного производства, отмена государственного регулирования тарифов, развитие рынка негосударственного страхования – все это требовало срочной разработки оценки ущерба. 1 декабря 1992 года Государственным Научным Центром Российской Федерации «НАМИ» была разработана первая редакция методики для оценки стоимости транспортных средств РД 37.009.024-92. Главным нововведением стал введение понятия «нормо-час». Система нормо-часов калькулирует стоимость на ремонт детали в соответствии с затратами времени в человеко-часах. Следует отдельно отметить, что из-за нестабильности рубля и резких скачков курса в те времена, повсеместно применялась практика расчета стоимости восстановления в долларах США и перерасчета в рубли по курсу на дату оценки. Такая практика сохранялась довольно долгое время, вплоть до 2006-го года.
Новое время
Начало 21-го века было ознаменовано приходом на российский рынок немецкой компании AUDATEX, которая занималась разработкой и продвижением программного обеспечения для расчета восстановительной стоимости ремонта автомобилей. Программа AUDATEX с ее графическим интерфейсом выгодно отличалась от преобладавшей на рынке «НАМИ-сервис», написанной на DOS и представлявшей собой достаточно примитивный и необъективный калькулятор. Первые версии немецкой программы выходили на языке разработчика и эксперт был вынужден создавать калькуляцию на русском на основе, полученной в программе немецкой. Несмотря на трудоемкость процесса и требования первичных знаний немецкого языка, программа нашла свой рынок, благодаря большей объективности результата.
Вскоре, российскими предпринимателями была создана программа «Автобаза», целью которой был расчет стоимости ремонта автомобилей отечественного производства. При расчете стоимости ремонтно-восстановительных работ программа так же использовала принцип трудоемкости работ. Первые версии программы были несовершенны и часто давали сбои, требующие вмешательства специалистов.