Да, СК действительно становятся хитрее тоже и если еще совсем недавно поголовно ремонтировали кое как «без спроса», то сейчас начинают подсовывать свои «чудо-бумажки» прямо сразу, пока человек не успел понять, что к чему.
Что законно однозначно
По закону «об ОСАГО» они по согласованию (подписанному с вами) могут установить бывшие в употреблении детали. Правда, в законе написано, что это возможно в случае, когда это разумно (трудно достать детали, нужно много времени на доставку), но границы этой разумности никак не определены. И соответственно требуют согласия на б.у., либо колоссального продления сроков.
Законным будет и согласование доплаты, правда оно оставляет вам право требования с виновника ДТП согласно решению КС от марта 17-го. В данном случае, речь не идет о согласии с выплатой с учетом износа! Имеется в виду, согласие с доплатой при разнице между фактической стоимостью ремонта и стоимостью, рассчитанной с использованием единой методики и ценовой информации РСА.
Но подписывать или нет данные соглашения – решать Вам!
Что неоднозначно
Китайские аналоги могут поставить «условно-законно» только по договору цессии. Но сейчас иногда и по направлению об этом пишут, рассказывая, что детали якобы сертифицированы, но на вопрос кем эти детали сертифицированы, они никогда не ответят. Так вот, теоретически, если согласиться на установку «китая» в рамках ремонта по ФЗ 40, то это можно оспорить т.к. ЕМ четко говорит о том, что в результате ремонта детали не должны ухудшать характеристик и должны соответствовать требованиям производителя тс.
При таком алгоритме нужно будет заключение экспертизы, которое признает этот ремонт, несоответствующим требованиям ЕМ и суды, где вы будете утверждать, что ремонт некачественный, а рассказами про «сертифицированные детали» вас ввели в заблуждение.
Особенно если вы из провинции, у Вас, во-первых могут возникнуть проблемы с поиском эксперта, который бы работал несколько шире чем «под СК» и работал грамотно (чтобы судебная экспертиза не опровергла его заключения), во-вторых в суде будет непредсказуемо. Чтобы дойти до Верховного Суда, который, однозначно в вопросе разбирается, вам может понадобиться пройти кучу инстанций и займет это годы. Даже успешное для вас решение первой инстанции с вероятностью 90% СК оспорит и начнется примерно то, что было в деле УФАС РТ против РСА (2,5 года судов до разгрома РСА ).
Если отказываемся от соглашений
Еще один вариант, это исходить из того, что вы вообще никаких дополнительных соглашений подписывать не обязаны. А у СК есть 20 рабочих дней для выдачи направления на ремонт. При чем, согласно постановлению пленума ВС #58 от 26.12.17 выдача направления свидетельствует о достижении соглашения по срокам и стоимости ремонта и эта информация указывается в направлении. Соответственно, вы можете в письменной претензии требовать выдачу направления согласно требованиям ППВС 58. В случае невозможности выдачи такого направления — деньги.
Про возможность ремонта:
ФЗ 40, ст 12, п 17 Страховщик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения восстановительного ремонта в зависимости от объема выполняемых работ и загруженности, сведений об их соответствии установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и поддерживает ее в актуальном состоянии. Страховщик обязан предоставлять эту информацию потерпевшему (выгодоприобретателю) для выбора им станции технического обслуживания при обращении к страховщику с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
Скорее всего, вам предложат взять деньги, но через очередное соглашение, на этот раз об отказе от претензий. Если сумма вас не удовлетворяет, то подписывать такое соглашение не надо. Вам вообще не надо его подписывать, т.к. оно вообще ничего Вам не дает, кроме страховки пятой точки самой СК. Увы, его признают законным, при этом. Компенсацию вам обязаны выплатить (выполнить ремонт) безо всяких соглашений. Если тянут-претензия, не помогает – суд. В подобных ситуациях, по крайней мере, судебная практика на Вашей стороне.
Здравствуйте. Спасибо за интересные материалы, в свое время они мне очень помогли.
Но с тем, что «Законным будет и согласование доплаты, правда оно оставляет вам право требования с виновника ДТП согласно решению КС от марта 17-го.» согласиться не могу. В настоящее время судебная практика такова, что если потерпевший подписал соглашение о выплате с износом, то доплаты без износа ни с виновника ни с СК он требовать не может.
Здравствуйте, спасибо за ваш отзыв и замечание. Да, вы правы, если потерпевший согласился на выплату с износом, то требовать разницу с виновника он не сможет. Точнее, требовать может, но компетентный судья такое требование не удовлетворит (мы даже недавно писали статью на эту тему). Строка, на которую вы ссылаетесь не имеет ввиду соглашение по пункту «ж» 16.1 статьи 12 (выплата по соглашению). Речь идет о доплате из-за разницы между реальной стоимостью работ и запчастей и стоимостью по справочникам РСА (особенно, при необходимости ремонта гарантийного автомобиля по ценам дилера).
Согласен, что существующая формулировка способна ввести в заблуждение, поэтому дополнил.
Само постановление КС не касается только лишь учета износа, например, в нем сказано:
Т.е. в данном случае, направление на ремонт с указанием доплаты может выступать в качестве доказательства фактического ущерба.