Оценка бизнеса, это трудоемкий и многоступенчатый процесс, который направлен на определение стоимости предприятия или компании. Существуют разные ситуации, в которых требуется оценка бизнеса, каждому бизнесмену рано или поздно понадобится услуга по оценке бизнеса. Любому руководителю будет не только интересно, но и полезно знать рыночную стоимость его бизнеса. Бизнес так же можно рассматривать как некую разновидность товара, а текущую стоимость бизнеса как результат всей работы.
Степень сложности оценки бизнеса и количество этапов оценки, напрямую зависит от размера бизнеса и его структуры. Оценка бизнеса может включать в себя выполнение следующих задач:
- анализ и оценку контрольного пакета акции компании, уже на этом этапе можно достаточно точно определить стоимость бизнеса;
- оценка мониторного пакета акций;
- оценка имущества бизнеса;
- оценка нематериальных активов;
- оценка рыночного состояния дисконта.
По ряду причин оценка бизнеса это не только необходимость, но и хороший инструмент анализа в умелых руках. Вот чем может быть полезна оценка бизнеса:
- оценка делает бизнес более эффективным;
- помогает привлечению инвестиций
- помогает составить конструктивный бизнес-план;
- позволяет проводить реорганизацию компании;
- определяет кредитоспособность организации;
- помогает просчитать коэффициент финансовой устойчивости;
- помогает налоговой оптимизации бизнеса;
- результат оценки может быть использован для увеличения доли уставного.
Принятые методики оценки бизнеса
Оценка бизнеса осуществляется при помощи трех основных подходов.
Затратный – базируется на оценке затрат бизнеса. При данном виде оценки оцениваются реальные активы предприятия. В процессе оценки происходит переоценка балансовой стоимости активов. Огромный плюс данного вида оценки заключается в возможности узнать реальную рыночную стоимость активов, т.к. она может сильно отличаться от балансовой.
Сравнительный подход – базируется на сравнении оцениваемого бизнеса с аналогичными на рынке. Сведения берутся из данных фондовых рынков, открытой информации о сделках и т.д. В принципе, такой подход может давать достаточно точный результат, но при условии, что для сравнения удалось найти действительно похожую фирму. К сожалению, во многих случаях такой подход неприменим, в силу индивидуальных особенностей каждого бизнеса.
Доходный – этот подход базируется на расчёте доходов, которые ожидается получить от бизнеса в будущем. Этот вид подхода является правильным с логической точки зрения, ведь бизнес изначально направлен на получение коммерческой выгоды и доходный подход способен показать насколько конкретное предприятие можно назвать бизнесом. В большинстве случаев, как инвесторов, так и потенциальных покупателей интересует именно доход бизнеса.
Для оценки бизнеса стоит выбирать действительно надежные оценочные компании со специалистами высокого уровня. Если сравнивать оценку бизнеса с другими видами оценочной деятельности, то становится понятно что оценка бизнеса – одно из самых сложных и ответственных направлений.