Как известно, с 26 апреля 2017 года был установлен приоритет натурального возмещения по договорам ОСАГО (ремонт). Ранее мы уже подробно рассматривали сложившуюся ситуацию и рассказывали о том, как страховые компании пытаются обмануть простых автомобилистов требуя доплату за ремонт или угрожая в противном случае ремонтировать автомобиль с использованием бывших в употреблении и неоригинальных запчастей. Скорее всего, вы читали про это в наших старых материалах, и повторяться тут мы не станем.
В предновогодней суете прошла малозамеченной новость о том, что 26-го декабря 2017 года вышло постановление пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Само постановление носит, действительно, прорывное значение и разъясняет очень много спорных ранее моментов. Пожалуй, главной новостью стало то, что расчет ущерба при натуральном возмещении для легковых автомобилей частных лиц теперь официально не учитывает износа.
Эта новость стала действительно прорывом, которого давно ждали как и пострадавшие, желающие отремонтировать автомобиль без доплат так и для виновников с которых эту доплату часто требовали. Суд подчеркнул, что в отличие от общего правила, согласно которому размер расходов на замену комплектующих деталей определяется с учетом износа (п. 19 ст. 12 закона об ОСАГО), оплата стоимости обязательного восстановительного ремонта производится страховщиком без учета износа (п. 59 Постановления).
Можно смело утверждать, что в 2018 году ОСАГО действительно сильно изменится, теперь не нужно как раньше долго судиться, доказывая свою правоту, со страховыми компаниями или соглашаться на навязанные ими условия. Мы ожидаем, что страховщики как всегда будут делать вид, что они не понимают, что происходит и тыкать всем в нос единую методику.
Алгоритм получения адекватной компенсации теперь упрощается, вам достаточно будет, как и прежде проводить собственную экспертизу (без учета износа), если страховая насчитала вам ущерб с износом и в случае отказа идти в суд. В судах такие дела теперь однозначно выигрышные. Как и раньше мы советуем Вам обращаться за бесплатной консультацией к нашим специалистам, т.к. законодательство и практика часто меняется. Возможно, на момент прочтения данной статьи появились новые пути решения проблемы, о которых мы Вам с радостью расскажем.
Беспредел
Коротко объясняю: нужно понять, что нулевой износ применяется на комплектующие детали в сборе типа тормозные колодки, датчики и т. д. полный перечень приводится в приложении 7 к закону о единой методике.
Теперь на все детали, при компенсации в виде натурального возмещения (ремонта) после 28.04.17 в отношении легковых автомобилей физических лиц.
Если Верховный суд принял такое постановление, то почему не внесены соответствующие изменения в ФЗ об ОСАГО? Это дает возможность страховщикам дурить людей.
Постановление ВС разъясняет применение закона, проясняет некоторые моменты. То, что касается износа, то в ст.12 есть масса пунктов, лавируя в которых страховщики даже после выхода постановления пытались считать с износом (по сути, использовали старую редакцию ФЗ 40). Суд более явно обозначил то, что и так есть в законе (в данном случае), т.е. стоимость ремонта для целей натурального возмещения идет без учета износа. Кроме того, позиция ВС является крайне важным фактором при вынесении решений судами низших инстанций.
Конечно, есть много моментов из указанного постановления, которые надо бы закрепить законодательно и есть много того, что уже требует нового разъяснения. К примеру, постановление описывает некоторые значимые требования к направлению на ремонт, а в законе даже не ясно в какой форме выдается это направление и что вообще оно должно содержать. Увы, законы содержат много «белых пятен» и постоянно требуется обращаться к судебной практике и разъяснениям ВС и КС.