Месяц назад, 18-го ноября 2016 года Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении приняла одиозный законопроект № 11078-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики)». Уже 21-го ноября данный законопроект поступил на рассмотрение в профильные комитеты. Предварительные расчёты аналитиков рынка говорят о том, что данное нововведение повлечет рост налогов на промышленные и сельскохозяйственные земли Московской области от 70 до 740%. Со своей стороны мы посчитали необходимым рассказать, что же означает отмена моратория на пересмотр кадастровой стоимости.
Как все начиналось?
Государственная дума 6-го созыва перед завершением своей работы решила сделать «приятное» оценочному сообществу и честным налогоплательщикам и внесла поправки в Закон об оценочной деятельности и другие законодательные акты в сфере кадастровой оценки недвижимости, ранее мы уже рассматривали данные поправки в других наших материалах. Чтобы не возвращаться к разбору поправок, скажем, что они сводились к установке правило, согласно которому, уже с 01 января 2017 года и по 01 января 2020 года все регионы РФ должны перейти при исчислении налоговой базы на недвижимость к использованию результатов кадастровой оценки, по состоянию на 01 января 2014 года. Это явление стало именоваться в оценочной среде как «мораторий на кадастровую оценку». Одним словом кадастровая стоимость замораживалась на переходный период. При этом параллельно на усмотрение региональных властей внедрялась новая система оценки, когда вопросы кадастровой оценки переходили в руки специально созданных бюджетных учреждений.
Благодаря действию моратория сохранялась актуальность оспаривания кадастровой стоимости, что соответствовало как интересам налогоплательщиков, так и оценочных компаний. Но многим, в основном государственным органам, действие такого моратория не понравилось, в первую очередь из-за длительной заморозки кадастровой стоимости пропала возможность регулярного повышения кадастровой стоимости и как следствие сбора повышенных налогов.
Говоря простым языком, если изначально (при действии моратория) предусматривалась возможность плавного перехода к новой системе определения кадастровой стоимости и налогоплательщик мог выплачивать налог как на основании кадастровой стоимости полученной в соответствии со старым законодательством, так и полученной на основании поправок 2016 года. Теперь становится обязательным использование кадастровой стоимости полученной по новым правилам.
Что это означает?
По сути это означает, что уже в самое ближайшее время все регионы начнут активно переходить на новый порядок определения кадастровой стоимости, самое интересное, что при данной схеме оценку объектов недвижимости будут осуществлять не привлеченные на конкурсной основе независимые оценщики, а специально созданные комиссии. Вы спросите: а какая нам разница? – Разница есть, Во-первых, государственные органы даже в большей степени заинтересованы в завышении кадастровой стоимости и как следствие налогооблагаемой базы. Таким образом, никакого «замораживания» кадастровой стоимости не будет, и переоценка будет происходить уже в самое ближайшее время, с высокой долей вероятности новая кадастровая стоимость приятно никого не удивит, а это означает скорый рост интереса к услугам по оспариванию кадастровой стоимости.