Буквально только что в комитете Государственной Думы по финансовому рынку прошел круглый стол по вопросам реформирования системы ОСАГО, в нем приняли участие: депутаты Госдумы, представители Правительства РФ, Минфина, ЦБ, РСА, Роспотребнадзора, ряда общественных организаций и заинтересованных бизнесменов.
Для тех, кто плохо понимает, о чем именно речь, напомню, что Российскому Союзу Автостраховщиков (РСА) удалось пропихнуть законодательную инициативу по изменению законодательства в сфере ОСАГО, в частности предполагается практически полная замена денежных компенсаций физическим лицам «натуральным ремонтом». Однако в том виде в каком инициатива была озвучена изначально, она очевидно нарушала права автомобилистов и парламентарии отправили ее на доработку. Собственно, организованный круглый стол и стал одним из этапов этой доработки, призванный выслушать мнения и предложения представителей всех заинтересованных сторон. Предполагается, что все необходимые поправки и дополнения будут внесены в ближайшее время и закон будет принят во втором чтении к 01 марта 2017 года.
Как будет выглядеть система страховых выплат теперь?
Схема работы довольно простая: страховая компания заключает договоры со станциями технического обслуживания и предлагает страхователю на этапе оформления полиса выбрать станцию для ремонта при наступлении страхового случая. После наступления страхового случая страхователь получает направление в страховой компании на эту станцию, где и осуществляется восстановительный ремонт.
На данный момент нам не ясно, почему именно автомобилист должен выбирать станцию для ремонта на этапе заключения договора страхования, ведь в результате к моменту наступления страхового случая он может находиться на значительном удалении от выбранной станции или сама станция может быть ликвидирована, думаем эта часть законопроекта еще должна быть доработана.
Сама по себе денежная компенсация не исчезает полностью и она будет выдаваться при:
- тотальных повреждениях (конструкционной гибели);
- превышении стоимости ремонта лимита по ОСАГО (сегодня это 400 000 руб.);
- отсутствии возможности организации ремонта у страховой компании в соответствии с требованиями ЦБ.
Сами требования ЦБ к проведению ремонта еще четко не установлены, но предполагается что станция технического обслуживания должна находиться не далее 50км от места ДТП или места жительства страхователя. Ремонт новых автомобилей (находящихся на гарантии производителя) будет осуществляться в салонах официальных дилеров.
Срок ремонта по ОСАГО
Предполагается, что должны быть установлены максимальные сроки проведения ремонта, на сегодняшний день речь шла о 35-ти календарных днях без учета праздничных и нерабочих дней. Дело в том, что возможный «завал» на станциях, сотрудничающих с передовыми страховщиками, может стать причиной очередей и увеличения срока ремонта. Такая ситуация в корне нарушала бы права потребителей услуги, а потому, в законе будет установлен максимальный срок в течение которого автомобиль должен быть восстановлен.
Остается открытым вопрос размера уплаты неустойки, по закону «О защите прав потребителей» размер неустойки составляет 3% (за день просрочки) от стоимости услуги, в то время как законопроект предусматривает неустойку в размере 0,1% что уже нарушает права автовладельцев как потребителей ремонтных услуг и является основанием для судебных споров.
Срок гарантии на ремонт по ОСАГО
Центробанк предлагает увеличить гарантийный срок на ремонтные работы по ОСАГО с 2-ух месяцев до полугода. Предполагается даже увеличение срока гарантии на лакокрасочные работы до годичного срока, поскольку проблемы некачественно нанесения ЛКМ или использования ЛКМ могут проявляться довольно долго. Увеличение срока гарантии в данном случае будет играть на руку автовладельцам т.к. у них будет вполне достаточно времени на оценку качества ремонта.
Размер штрафа за некачественный ремонт
В настоящее время нет нормативных актов, регламентирующих штрафы за некачественный ремонт. В системе КАСКО предусмотрено получение штрафа в размере около 60руб за каждый день, когда машина находилась в ремонте, и ремонт был признан некачественным. Для ремонта в рамках ОСАГО предполагается увеличение размера штрафа за некачественный ремонт (возможно в 10 раз), таким образом, страховые компании будут максимально заинтересованы в том чтобы ремонт делался не только быстро, но и качественно. Какие именно размеры штрафов будут установлены сказать трудно, но мы искренне надеемся, что серьезное увеличение действительно произойдет.