Логотип

Учет износа деталей при возмещении по ОСАГО

Оценка по ОСАГО

Специальные требования закона об ОСАГО (обязательном страховании автогражданской ответственности), при наступлении страхового случая страховщик выплачивает нанесенный автомобилю ущерб с учетом износа заменяемых деталей и узлов. Многие не согласны с таким подходом, поскольку стоимость возмещения с учетом износа может не покрыть убытки и в прошлом, даже имела место судебная практика с получением возмещения без учета износа, со ссылкой на ст. 15 ГК. В настоящее время не известно о случаях успешного взыскания ущерба без учета износа со страховщика. Оценщик пишет  отчет об ущербе для ОСАГО уже с учетом износа автомобиля. Но обо всем по порядку.

Почему возмещение по ОСАГО учитывает износ?

Действующее законодательство предусматривает взыскание ущерба со страховой компании в размере стоимости запасных частей, подлежащих замене с учетом их износа. Буквально это означает, что чем старше ваш автомобиль, тем меньшую компенсацию Вы получите за замену деталей. Как известно, детали  для замены приобретаются новые, и в этом случае потерпевший несет некоторые убытки, которые составляют разность между реальной рыночной стоимостью деталей и возмещением с учетом износа. Надо понимать, что в этом случае возмещение происходит в соответствии с законом об ОСАГО и договором страхования, а не в соответствии со ст. 15 ГК. Например, при заливе квартиры ущерб считается без учета износа материалов, в соответствии с той же ст.15ГК, но надо понимать, что это не одно и то же что возмещение по ОСАГО, поскольку в этом случае не имеет силы закон об ОСАГО.

Ситуация с порядком возмещения по ОСАГО вызывает массу разногласий между автовладельцами и страховыми компаниями. Как мы уже говорили, для автомобилей с большим износом ремонт редко укладывается в сумму страхового возмещения, по причине более высокой стоимости узлов и агрегатов, чем посчитанная с учетом износа.

Расчет износа производится по формулам, прописанным в постановлении от 24.05.2010 года № 361. Износ разных деталей учитывается по-разному и в основном зависит от срока службы. Следует отдельно отметить, что износ учитывают только для деталей, которые будут заменены в процессе ремонта. Если деталь подлежит ремонта, то для нее учитывается только стоимость ремонтных работ. Так же учет износа не применяется к материалам, используемым в процессе ремонта. Износ учитывается на дату фактического повреждения (ДТП), а не на дату оценки.

Страховщикам выгодно учитывать износ, поскольку это реально снижает размер страховой компенсации. При обосновании учета износа страховщики часто ссылаются на закон об ОСАГО в котором говорится: При удовлетворении иска истец не должен получить “неосновательного значительного улучшения транспортного средства после восстановительного ремонта” за счет причинившего вред лица. Однако вопрос улучшения в данном случае является весьма спорным, так как восстановленный автомобиль, даже с учетом новых деталей, вряд ли будет стоить дороже чем до повреждения. Следует признать, что в этом вопросе законодательство является достаточно противоречивым и несовершенным.

Взыскание ущерба с виновника ДТП

Альтернативным путем получения достойной компенсации может стать взыскание разницы между стоимостью ремонта с учетом износа и реальной суммы с виновника ДТП. Насколько нам известно, есть успешная судебная практика по подобным делам. К сожалению, нельзя говорить в данном случае про закономерность. Поскольку суд зачастую полагает, что если ответчик застрахован, то возмещением должна заниматься страховая компания, а о подходе к возмещению в законе об ОСАГО мы уже говорили выше –  в прочем, это не мешает взыскивать с ответчика ущерб при превышении суммы страховой выплаты. Кроме того, судья часто полагает, что заменив изношенную деталь на новую, истец незаконно обогатится и часто забывает о том, что интересы истца страдают не по его вине, когда он вынужден приобретать новую деталь, получая компенсацию лишь частично.

На данный момент, подобные спорные ситуации разрешаются в суде, к сожалению нет какой-либо устоявшейся практики и скорее всего данный вопрос еще потребует законодательной проработки.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока баллов нет)
загрузка Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲